Особенности нишевой стратегии

Автор: admin | Стратегия: Ниша | 28 Янв 2010 18:17

Не является секретом, что выбор оптимальной стратегии является критическим для успешной деятельности предприятия. Однако, как правило, в большинстве отечественных малых и средних компаний отсутствует формальный процесс стратегического планирования. Для выбора путей развития такие компании используют так называемый метод «органического роста». Например, перед осуществлением значительных инвестиций новые бизнес идеи тестируются путем осторожного экспериментирования. Объем производства существующих продуктов регулируется имеющимся спросом. Новые продукты и направления бизнеса появляются как следствие получения дополнительного заказа от существующих партнеров, довольно часто появление новых направлений бизнеса предопределяется наличием избыточных, не задействованных в основном бизнесе активов, в частности недвижимости.
Можно уверенно утверждать, что с ускорением роста конкуренции (в частности, международной, по мере «открывание» иностранными компаниями отечественного рынка) роль анализа и прогнозирование в выборе путей развития бизнеса будет возрастать. Анализируя существующие тенденции и учитывая опыт ближайших западных соседей (Польши, Словакии, Чехии), можно с уверенностью сказать, что среди малых и средних предприятий в бизнесе удержатся лишь те, которые удачно определят свою нишу на рынке.

Подход к выбору ниши

Автор: admin | Стратегия: Ниша | 21 Янв 2010 18:17

Универсального «рецепта», который позволит выбрать удачную нишу, конечно, не существует. Однако в этой статье мы попробуем сформулировать общие подходы для выбора удачной нишевой стратегии.

Такой подход имеет много положительных сторон, ведь в отличие от формального стратегического планирования, он требует минимальных затрат времени и тесно привязан к специфике местного рынка. Однако путь «органичного роста» имеет и свои недостатки, в частности, в отличие от формального стратегического планирования он обходит этап серьезного анализа изменений во внешней среде и сильных и слабых сторон компании и опирается, преимущественно, на интуитивное представление владельцев о тенденциях развития рынков. С другой стороны, «органичный рост» с постепенным наращиванием мощностей и осторожным освоением новых рынков, как правило, стоит дороже компании и, соответственно, ее владельцам. И это не удивительно – избегая значительных инвестиционных рисков, компания автоматически повышает стоимость капитала, которым она пользуется. Поэтому среди возможных альтернатив к тактике такого «органичного роста» мы рекомендуем рассматривать тактику «прыжка», которая предусматривает ускоренное освоение инвестиций и быструю реализацию поставленных задач относительно развития. Сравнение альтернативных финансовых сценариев и оценка соответствующих рисков позволит менеджерам принять взвешенное решение.

Стратегия нишевой специализации

Автор: admin | Стратегия: Ниша | 14 Янв 2010 18:18

Майкл Портер, который является признанным классиком стратегического планирования, в своей фундаментальной работе «Конкурентные преимущества компании» выделил стратегию нишевой специализации рядом с двумя другими типичными стратегиями. Это стратегии ценового лидерства и продуктовой дифференциации. Дальше – несколько слов о типичных стратегиях. Так, ценовое лидерство предусматривает возможность компании предлагать товар по наиболее низкой на рынке ценой. Воплощение такой стратегии, как правило, требует наличия эксклюзивных соглашений с поставщиками и дистрибуторами, значительно больше конкурентных производственных мощностей. Компании, которые исповедуют продуктовую дифференциацию, в отличие от ценового лидерства, предлагают свой товар по достаточно высокой ценой, делая акцент на качестве своей продукции. Это требует от них значительных инвестиций в формировании запасов качественных материалов и комплектующих, научные разработки и маркетинг.
(далее…)

Подход к выбору нишевой стратегии

Автор: admin | Стратегия: Ниша | 07 Янв 2010 18:19

Универсального «рецепта», который позволит выбрать удачную нишу, конечно, не существует. Однако в этой статье мы попробуем сформулировать общие подходы для выбора удачной нишевой стратегии. Прежде всего, владельцам и менеджерам нужно пересмотреть существующий бизнес, учитывая потенциальные конкурентные угрозы и наличие финансовых ресурсов. Следует иметь в виду, что с приходом «больших игроков» прежде всего, пострадают те товары и рынки, на которых конкурентное преимущество компании будет незначительным. Хорошим индикатором для выявления группы таких товаров является определения типа конкуренции и принятие решения покупателем о покупке. Если конкуренция относительно определенного товара является, прежде всего, ценовой, а компания не владеет возможностями предложить дополнительный набор сопутствующих услуг (например, бесплатная доставка, сервисное обслуживание, и т.п.) т.е. – “дифференцироваться”, то это указывает на то, что от данной позиции, наверное, рано или поздно придется отказаться. К наиболее конкурентно-зависимым товарам и услугам следует отнести политику «сбора сливок» – предлагать их при достаточно большой цене и инвестировать минимальные ресурсы в их продвижение. Полученные вследствие этого дополнительные прибыли необходимо будет реинвестировать в производство и маркетинг хорошо защищенных, уникальных предложений. Такая политика будет вести к сужению ассортиментного ряда, который позволит высвободить и сконцентрировать ресурсы компании на тех участках, которые имеют перспективу выжить в условиях обострения конкурентной борьбы.
(далее…)

Операционная эффективность

Автор: admin | Стратегия: Ниша | 01 Янв 2010 18:20

После просмотра ассортимента и рынков, которые обслуживает компания, необходимо обратить внимание на такой показатель, как операционная эффективность. С выбором специализированной ниши (т.е. уникального набора товаров и сегментов рынка, на которые они будут продаваться), менеджеры и владельцы будут иметь возможность составить перечень ресурсов, необходимых для воплощения стратегии с наименьшими затратами. В частности, следует пересмотреть учитывая дальнейшую потребность, имеющееся оборудование, запасы материалов и комплектующих, существующие соглашения с поставщиками и дистрибуторами, потребность в кредитных ресурсах. Отдельным важным вопросом является способность персонала компании воплощать новую стратегию. Последним шагом к переходу к нишевой специализации должно быть формирование и воплощение плана реструктуризации предприятия, который будет охватывать финансовые, технологические и организационные измерения функционирования бизнеса.
(далее…)